
Дело №1-23/2024 ***
УИД 33RS0005-01-2023-002540-37
П О С ТА Н О В Л Е Н И Е
30 июля 2024 г. г.Александров
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Корсунской Ю.А.,
при секретаре Согриной А.К.,
с участием
государственных обвинителей Кузьмина В.В., Галченковой Э.В.,
Хромова А.А., Талтанова В.А.,
представителя потерпевшего ФИО8,
подсудимой, гражданского ответчика Амбаровой Т.И.,
защитника-адвоката Ермакова К.А.,
защитника ФИО22,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Амбаровой Татьяны Ивановны, *** не судимой,
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ,
установил:
Органом предварительного следствия Амбарова Т.И. обвиняется в совершении растраты, то есть хищении чужого имущества, вверенного виновному, совершенного лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере, при следующих обстоятельствах.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 25 Устава муниципального образования Каринское сельское поселение, принятого решением Совета народных депутатов Каринского сельского поселения № от дата (далее по тексту – Устав), Совет народных депутатов сельского поселения является выборным представительным органом местного самоуправления сельского поселения. Совет народных депутатов состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
Согласно п.п. 2, 4 ч. 7 ст. 25 Устава, в исключительной компетенции Совета народных депутатов находятся утверждение бюджета сельского поселения и отчета о его исполнении; принятие планов и программ развития сельского поселения, утверждение отчетов об их исполнении.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 26 Устава, организацию деятельности Совета народных депутатов осуществляет его председатель. Полномочия председателя Совета исполняет Глава сельского поселения. Основной формой деятельности Совета народных депутатов являются заседания, которые созываются председателем Совета народных депутатов согласно утвержденному Советом народных депутатов графику. Внеочередные заседания собираются по инициативе Главы сельского поселения, председателя Совета народных депутатов, либо по требованию не менее одной трети от установленного числа депутатов Совета народных депутатов. В соответствии с ч. 5 ст. 37 Устава, глава сельского поселения имеет право отклонить нормативный акт, принятый Советом народных депутатов.
Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования Каринское сельское поселение Александровского района Владимирской области № от 15 октября 2009 г. главой муниципального образования Каринское сельское поселение Александровского района Владимирской области зарегистрирована Амбарова Т.И.
Постановлением главы Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области № от 23 октября 2009 г. Амбарова Т.И. назначена на должность главы Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области.
В соответствии со ст. 29 Устава, глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения (ч. 1), глава сельского поселения избирается гражданами, проживающими на территории сельского поселения и обладающими избирательным правом, на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года (ч. 2), глава муниципального образования Каринское исполняет полномочия председателя Совета народных депутатов (ч. 3), глава сельского поселения подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом народных депутатов (ч. 4), глава сельского поселения издает в пределах своих полномочий правовые акты (ч. 5), глава сельского поселения возглавляет администрацию сельского поселения и руководит ею на принципах единоначалия (ч. 7). К полномочиям главы сельского поселения относятся организация выполнения решений Совета народных депутатов в пределах своих полномочий, внесение в Совет народных депутатов проектов муниципальных правовых актов, представление на утверждение Совета народных депутатов проекта бюджета сельского поселения и отчета о его исполнении, представление на утверждение Совета народных депутатов планов и программ социально-экономического развития сельского поселения, отчетов об их исполнении (ч. 19 п. 1, 2, 4, 9).
Из вышеперечисленного следует, что глава Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области Амбарова Т.И., являясь высшим выборным должностным лицом Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области, выполняющим функции представителя власти, а также организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления – администрации и Совете народных депутатов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в частности по исполнению бюджета и направлению в финансовое управление администрации Александровского района заявок на финансирование по главам, разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов, по статьям операций сектора государственного управления бюджетной классификации, а также имеет право отклонять нормативные акты, принятые Советом народных депутатов.
Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 244-ФЗ) сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
В соответствии с абз. 16 ч. 1 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона лицо, замещающее муниципальную должность, – депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе.
На основании ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 231-ФЗ) должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Согласно ч. 1 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 названного Федерального закона депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующие на постоянной основе, с правом решающего голоса не являются муниципальными служащими.
Таким образом, Свидетель №2, ФИО7, ФИО9, ФИО10,
ФИО11, Свидетель №4, Свидетель №10, ФИО8, избранные депутатами Совета народных депутатов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области не являются муниципальными служащими.
Исходя из приведенных положений ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона, старосты населенных пунктов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области ФИО12, ФИО13, ФИО14, Свидетель №5, Свидетель №6, ФИО15, ФИО16, ФИО17, Свидетель №8, ФИО18, Свидетель №7, ФИО19, Свидетель №15, ФИО20, ФИО21, Свидетель №12, ФИО1, Свидетель №16, ФИО2, ФИО3,
Свидетель №14, Свидетель №9, ФИО4, ФИО5, ФИО6,
Свидетель №17, Свидетель №13, Свидетель №11, деятельность которых нормативно не определена, не являются лицами, замещающими муниципальную должность, и не относятся к муниципальным служащим.
Постановлением главы Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области № от 21 марта 2012 г. в целях совершенствования организации муниципальной службы в Каринском сельском поселении Александровского района Владимирской области утверждена муниципальная целевая программа «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании Каринское сельское поселение Александровского района на 2012-2014 годы», программными мероприятиями которой явились совершенствование правовой базы по вопросам развития муниципальной службы, создание условий для профессионального развития и подготовки кадров муниципальной службы, разработка оптимальных структур, штатной численности органов местного самоуправления, материально-техническое обеспечение муниципальной службы, создание оптимальных условий для результативной и высокоэффективной служебной деятельности персонала. Указанная целевая программа и предусмотренные ею программные мероприятия распространяются исключительно на муниципальных служащих Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области.
Согласно ст. 38, ч. 1 ст. 158, ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ) бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Главный распорядитель бюджетных средств (Совет народных депутатов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований. Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с Порядком исполнения бюджета Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, утвержденным приказом финансового управления администрации Александровского района Владимирской области (далее – Финансовое управление) от 21 января 2013 г. №, кассовое обслуживание исполнения бюджета Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области осуществляется Управлением Федерального казначейства по Владимирской области (территориальным отделением) с открытием и ведением лицевых счетов по учету операций со средствами бюджета поселения главным распорядителям и получателям средств бюджета. Финансовое управление направляет главным распорядителям средств бюджета поселения бюджетные ассигнования на очередной финансовый год и лимиты бюджетных обязательств на очередной финансовый год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов и по статьям операций сектора государственного управления бюджетной классификации. Главные распорядители средств бюджета поселения в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, а также согласно кассовому плану, направляют в финансовое управление заявки на финансирование по главам, разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов, по статьям операций сектора государственного управления бюджетной классификации.
Для осуществления финансово-хозяйственной деятельности администрации Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области в управлении Федерального казначейства по Владимирской области открыт лицевой счет
№.
30 января 2013 г. и 31 мая 2013 г., глава Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области Амбарова Т.И., находясь на рабочем месте по адресу: <адрес>, являясь председателем Совета народных депутатов, действующей в качестве главного распорядителя бюджетных средств, имея умысел на хищение вверенных ей денежных средств бюджета муниципального образования Каринское сельское поселение Александровского района Владимирской области, путем растраты в пользу третьих лиц – депутатов Совета народных депутатов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области и старост населенных пунктов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области, порядок расходования которых регламентирован вышеперечисленными нормативно-правовыми актами, действуя вопреки интересам муниципальной службы, из корыстных побуждений, выраженных в желании произвести депутатам Совета народных депутатов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области и старостам населенных пунктов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области непредусмотренные действующим законодательством премиальные выплаты, в целях поднятия своего авторитета перед указанной категорией лиц, введя в заблуждение, убедила депутатов Совета народных депутатов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области в необходимости и законности принятия решения о премировании указанных выше лиц, после чего в указанные даты и время Советом народных депутатов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области приняты решения № от 30 января 2013 г. и № от 31 мая 2013 г. «О поощрении депутатов Совета народных депутатов и старост населенных пунктов Каринского сельского поселения» в размере 5 750 рублей каждого, с учетом начислений на оплату труда (НДФЛ), за счет средств муниципальной целевой программы «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании Каринское сельское поселение Александровского района на 2012-2014 годы» и расходов на выполнение других обязательств муниципального образования, для этих целей не предназначенных.
На основании указанных выше решений Совета народных депутатов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области Амбарова Т.И., находясь в указанное выше время и в указанном месте, используя свое служебное положение, достоверно зная об отсутствии у депутатов Совета народных депутатов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области Свидетель №2, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО8, ФИО11, Свидетель №4, Свидетель №10 и старост населенных пунктов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области ФИО12, ФИО13, ФИО14, Свидетель №5, Свидетель №6, ФИО16, ФИО15, ФИО17, Свидетель №8, ФИО18, Свидетель №7, ФИО19, Свидетель №15, ФИО20, ФИО21, Свидетель №12, ФИО1, Свидетель №16, ФИО2, ФИО3, Свидетель №14,
Свидетель №9, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Свидетель №17,
Свидетель №13, Свидетель №11, статуса муниципальных служащих в соответствии с ч. 2 ст. 1 и ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ, в целях реализации преступного умысла, направленного на растрату вверенных ей денежных средств бюджета муниципального образования Каринское сельское поселение Александровского района Владимирской области, организовала в пределах своих полномочий выполнение решений Совета народных депутатов, умышленно дав, находящейся в ее непосредственном подчинении, начальнику отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации Каринского сельского поселения Свидетель №3 устное указание на подготовку документов о премировании данных депутатов и старост за счет средств муниципальной целевой программы «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании Каринское сельское поселение Александровского района на 2012-2014 годы» и расходов на выполнение других обязательств муниципального образования, для этих целей не предназначенных.
Впоследствии начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации Каринского сельского поселения Свидетель №3, введенная в заблуждение относительно законности действий Амбаровой Т.И., подчиняясь ей, как своему непосредственному руководителю, во исполнение незаконного указания Амбаровой Т.И., оформила и предоставила в Финансовое управление администрации Александровского района Владимирской области заявки на бюджетное финансирование администрации Каринского сельского поселения (заявки на получение наличных денег):
- от 7 февраля 2013 г. № по коду БК № на сумму 135 054 рубля (после вычета НДФЛ), на премирование старост населенных пунктов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области ФИО12, ФИО13, ФИО14, Свидетель №5, Свидетель №6, ФИО15, ФИО17, Свидетель №8, ФИО18, Свидетель №7, ФИО19, Свидетель №15, ФИО20, ФИО21, Свидетель №12, ФИО1, Свидетель №16, ФИО2, ФИО3, Свидетель №14, Свидетель №9, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Свидетель №17, Свидетель №13, Свидетель №11, и по коду БК № на сумму 35 014 рублей (после вычета НДФЛ) на премирование депутатов Совета народных депутатов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области Свидетель №2, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО11, Свидетель №4, Свидетель №10,
- от 19 августа 2013 г. № по коду БК № на сумму 130 052 рубля (после вычета НДФЛ), на премирование старост населенных пунктов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области ФИО12, ФИО13, ФИО14, Свидетель №5, Свидетель №6, ФИО16, ФИО17, Свидетель №8, ФИО18, Свидетель №7, ФИО19, Свидетель №15, ФИО20, ФИО21, Свидетель №12, ФИО1, Свидетель №16, ФИО2, ФИО3, Свидетель №14, Свидетель №9, ФИО5, ФИО6, Свидетель №17, Свидетель №13, Свидетель №11, и по коду БК № на сумму 35 014 рублей (после вычета НДФЛ), на премирование депутатов Совета народных депутатов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области Свидетель №2, ФИО7, ФИО9, ФИО8, ФИО11, Свидетель №4, Свидетель №10, на основании которых денежные средства бюджета муниципального образования Каринское сельское поселение Александровского района Владимирской области в общей сумме 335 134 рубля (после вычета НДФЛ) перечислены на лицевой счет администрации Каринского сельского поселения Александровского района №.
После этого, в соответствии с доверенностями, указанными в заявках от 7 февраля 2013 г. № и от 19.08.2013 №, денежные средства выданы под отчет главному специалисту МКУ «ИХТО администрации Каринского сельского поселения» Свидетель №1, не осведомленной преступными намерениями Амбаровой Т.И., которая, согласно расходным кассовым ордерам № от 8 февраля 2013 г. и № от 8 февраля 2013 г., выдала их депутатам Совета народных депутатов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области Свидетель №2, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО11, Свидетель №4, Свидетель №10 и старостам населенных пунктов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области ФИО12, ФИО13, ФИО14, Свидетель №5, Свидетель №6, ФИО15, ФИО17, Свидетель №8, ФИО18, Свидетель №7, ФИО19, Свидетель №15, ФИО20, ФИО21, Свидетель №12, ФИО1, Свидетель №16, ФИО2, ФИО3, Свидетель №14, Свидетель №9, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Свидетель №17, Свидетель №13, Свидетель №11 в размере 5 002 рублей каждому (после вычета НДФЛ), а также, согласно расходным кассовым ордерам № от 20 августа 2013 г. и № от 20 августа 2013 г., выдала их депутатам Совета народных депутатов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области Свидетель №2, ФИО7, ФИО9, ФИО8, ФИО11, Свидетель №4, Свидетель №10 и старостам населенных пунктов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области ФИО12, ФИО13, ФИО14, Свидетель №5, Свидетель №6, ФИО16, ФИО17, Свидетель №8, ФИО18, Свидетель №7, ФИО19, Свидетель №15, ФИО20, ФИО21, Свидетель №12, ФИО1, Свидетель №16, ФИО2, ФИО3, Свидетель №14, Свидетель №9, ФИО5, ФИО6, Свидетель №17, Свидетель №13, Свидетель №11 в размере 5 002 рублей каждому (после вычета НДФЛ), соответственно, посредством чего денежные средства в общей сумме 385 250 рублей, с учетом начислений на оплату труда (НДФЛ), обращены Амбаровой Т.И. в пользу указанных выше лиц и на другие цели.
Таким образом, в период с января по август 2013 г. глава Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области Амбарова Т.И., являясь председателем Совета народных депутатов, действующей в качестве главного распорядителя бюджетных средств, в нарушение ст.ст. 38, 158, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положений муниципальной целевой программы «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании Каринское сельское поселение Александровского района на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением главы Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области от 21 марта 2012 г. №, а также ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 10 Федерального закона РФ от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», действуя из корыстных побуждений, используя свое служебное положение, зная об отсутствии у депутатов Совета народных депутатов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области Свидетель №2, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО8, ФИО11, Свидетель №4, Свидетель №10 и старост населенных пунктов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области ФИО12, ФИО13, ФИО14, Свидетель №5, Свидетель №6, ФИО16, ФИО15, ФИО17, Свидетель №8, ФИО18, Свидетель №7, ФИО19, Свидетель №15, ФИО20, ФИО21, Свидетель №12, ФИО1, Свидетель №16, ФИО2, ФИО3, Свидетель №14, Свидетель №9, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Свидетель №17, Свидетель №13, Свидетель №11 статуса муниципальных служащих, организовала в пределах своих полномочий выполнение решений Совета народных депутатов, использовав денежные средства бюджета Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области на выплаты указанным лицам премий за счет средств муниципальной целевой программы «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании Каринское сельское поселение Александровского района на 2012-2014 годы» и расходов на выполнение других обязательств муниципального образования, для этих целей не предназначенных, чем совершила их хищение, путем растраты, причинив бюджету муниципального образования Каринское сельское поселение Александровского района Владимирской области ущерб на общую сумму 385 250 рублей, с учетом начислений на оплату труда (НДФЛ).
Противоправными действиями Амбаровой Т.И., выраженными в растрате денежных средств, принадлежащих муниципальному образованию Каринское сельское поселение Александровского района Владимирской области, причинен ущерб на общую сумму 385 250 рублей, который согласно примечанию к ст. 158 УК РФ является крупным размером.
Действия Амбаровой Т.И. органом предварительного следствия квалифицированы по ч.3 ст.160 УК РФ.
В судебном заседании подсудимая Амбарова Т.И. заявила ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении нее по основаниям, предусмотренным п. «в» ч.1 ст.78 УК РФ, п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Защитник подсудимой – адвокат Ермаков К.А. поддержал ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении Амбаровой Т.И., в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, по основаниям, предусмотренным п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ.
Государственный обвинитель Талтанов В.А. не возражал против прекращения уголовного дела в отношении Амбаровой Т.И. по основаниям п. «в» ч.1 ст.78 УК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
Выслушав подсудимую Амбарову Т.И., защитника-адвоката Ермакова К.А., государственного обвинителя Талтанова В.А., суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
В соответствии с п. «в» ч.1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности за совершение тяжкого преступления, если со дня его совершения истекло десять лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 УПК РФ, суд прекращает уголовное дело в судебном заседании в случаях, если во время судебного разбирательства будут установлены обстоятельства, указанные в п.п. 3-6 части первой, в ч. 1 ст. 24 и п.п. 3-6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.
Преступление, в совершении которого обвиняется Амбарова Т.И., является тяжким преступлением, из обвинения следует, что инкриминируемое Амбаровой Т.И. деяние было совершено в период с января по август 2013 г., то есть с окончания указанных преступных действий прошло свыше десяти лет, что свидетельствует об истечении сроков давности привлечения Амбаровой Т.И. к уголовной ответственности.
Последствия прекращения уголовного дела в части по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, ст. 78 УК РФ, а также положения ч. 2 ст. 27 УПК РФ, судом разъяснены и подсудимой Амбаровой Т.И. понятны, она не возражала против прекращения уголовного дела, о чем указала в своем письменном ходатайстве и подтвердила непосредственно в судебном заседании.
Учитывая, что на момент рассмотрения уголовного дела срок давности привлечения Амбаровой Т.И. к уголовной ответственности по преступлению, предусмотренному ч. 3 ст. 160 УК РФ, истек, в соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, уголовное дело подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении Амбаровой Т.И. подлежит отмене в связи с прекращением уголовного дела.
Постановлением Александровского городского суда Владимирской области от 17 июня 2021 г. с целью обеспечения исполнения приговора суда в части гражданского иска, а также взыскания штрафа как уголовного наказания, наложен арест на находящиеся в собственности обвиняемой Амбаровой Т.И. объекты недвижимости: ***, состоящий в запрете, адресованном Амбаровой Т.И., распоряжаться указанными выше объектами недвижимого имущества.
Между тем, согласно положениям ст. 115 УПК РФ, наложение ареста на имущество производится для обеспечения, в частности, исполнения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, и отменяется, когда в применении этой меры отпадает необходимость.
Отмена наложения ареста на имущество, когда в применении данной меры процессуального принуждения отпадает необходимость, предусмотрено ч. 9 ст. 115 УПК РФ. При этом наложение ареста отменяется при отпадении общих условий для применения мер процессуального принуждения, то есть в случае прекращения уголовного дела или преследования конкретного лица. Прекращение уголовного дела не предполагает сохранение мер процессуального принуждения, принятых в рамках данного уголовного дела, поскольку уголовное судопроизводство по нему завершается.
Учитывая вышеизложенное, суд в соответствии с п.2 ст.239 УПК РФ, после вступления постановления в законную силу полагает необходимым отменить арест на имущество Амбаровой Т.И., в связи с прекращением уголовного дела в отношении нее в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Решая вопрос о вещественных доказательствах в соответствии со ст.81 УПК РФ, суд полагает необходимым после вступления постановления в законную силу вещественные доказательства: Журнал регистрации решений Совета народных депутатов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области с 2011 года по настоящее время, системный блок марки «Forenoza», инвентарный номер №, вернуть по принадлежности законному владельцу,- СНД Каринского сельского поселения.
По данному уголовному делу Александровским городским прокурором в интересах муниципального образования Каринское сельское поселение Александровского района Владимирской области и неопределенного круга лиц в порядке ст.44 УПК РФ заявлен гражданский иск к подсудимой Амбаровой Т.И. о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, на общую сумму 385 250 рублей.
Согласно разъяснениям, приведенным в абз. 2 п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2020 г. № 23 «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу», при постановлении оправдательного приговора или вынесении постановления (определения) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным п.1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (отсутствие события преступления) и п.1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ (непричастность подсудимого к совершению преступления), суд отказывает в удовлетворении гражданского иска (ч. 2 ст.306 УПК РФ). При наличии иных оснований для постановления оправдательного приговора (например, в деянии подсудимого отсутствует состав преступления) либо иных оснований для прекращения уголовного дела, в том числе нереабилитирующих, суд оставляет гражданский иск без рассмотрения, указав в решении, что за истцом сохраняется право на предъявление иска в порядке гражданского судопроизводства.
Учитывая, что уголовное дело в отношении Амбаровой Т.И. прекращается по основаниям, предусмотренным п.3 ст.24 УПК РФ, суд считает необходимым гражданский иск Александровского городского прокурора, заявленный в порядке ст.44 УПК РФ в интересах муниципального образования Каринское сельское поселение Александровского района Владимирской области и неопределенного круга лиц, к подсудимой Амбаровой Т.И. о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, на общую сумму 385 250 рублей, оставить без рассмотрения с сохранением права на предъявление иска в порядке гражданского судопроизводства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.239, 254 УПК РФ, суд
п о с т а н о в и л:
прекратить уголовное дело в отношении Амбаровой Татьяны Ивановны, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.160 УК РФ, по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении Амбаровой Т.И. отменить.
После вступления постановления в законную силу отменить арест на находящиеся в собственности Амбаровой Т.И. объекты недвижимости, наложенный постановлением Александровского городского суда Владимирской области от 17 июня 2021 г.:
***
***
***,
состоящий в запрете, адресованном Амбаровой Т.И., распоряжаться указанными выше объектами недвижимого имущества.
После вступления постановления в законную силу вещественные доказательства: Журнал регистрации решений Совета народных депутатов Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области с 2011 года по настоящее время, системный блок марки «Forenoza», инвентарный номер №, - вернуть по принадлежности законному владельцу, – СНД Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области.
Гражданский иск Александровского городского прокурора, заявленный в порядке ст.44 УПК РФ в интересах муниципального образования Каринское сельское поселение Александровского района Владимирской области и неопределенного круга лиц, к Амбаровой Т.И. о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, на общую сумму 385 250 рублей, оставить без рассмотрения с сохранением права потерпевшего-гражданского истца и прокурора на предъявление иска в порядке гражданского судопроизводства.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение пятнадцати суток со дня его вынесения.
Председательствующий *** Ю.А. Корсунская
***
***